Эрха: персонажи между задницей и Богом


Системно-векторный анализ персонажей Эрхи

 

СПИСОК ГЛАВ


1. Введение в вопрос


Матрица Ганзена-Толкачёва в современном виде

Прежде чем перейти к тому, какой персонаж Эрхи самый сексуальный с научной точки зрения, почему Ши Мэй действительно имеет средний темперамент, что с этим делом у Сюэ Мэна и Сун Цютун, являлся ли асексуалом Чу Ваньнин до столкновения с Тасянь-цзюнем, на какие две части развалился Мо Вэйюй и к прочим трепетным вопросам, надо отсыпать немного терминологии. Иначе читатель будет не только дезориентирован, но и раздражен.  

Если читатель хочет сразу перейти к Главному – эту главу можно пропустить. К ней можно потом вернуться. Важно, что она написана и присутствует здесь.


Основатель

Системно-Векторный психоанализ создал Виктор Толкачёв. Он был учеником Владимира Ганзена — советского психолога, доктора психологических наук, профессора Ленинградского госуниверситета. В. А. Ганзен был математиком и логиком (помимо работы в области психологии), приверженцем старой академической школы. Он создал методику системного описания целостных объектов и разработал системный подход в общей психологической теории. Его метод использовался в кибернетике.  

Самый известный постулат В.А.Ганзена звучит так: «Любая реальность наблюдаемого мира описывается пространственными, временными, энергетическими и информационными характеристиками». Эти четыре понятия, составляющие общенаучный базис - пространство, время, информация и энергия – впоследствии были названы «Четырьмя квартелями» и являются основой матрицы Ганзена-Толкачёва.

Матрица Ганзена-Толкачёва применяется для описания процессов в мышлении и психике, и сегодня используется прикладным образом не только в маркетинге, но и вообще где попало.


От зримого к незримому  

В конце скандальной статьи Зигмунда Фрейда «Характер и анальная эротика» есть фраза, которой не придают значения тысячи людей, шокированные содержанием статьи: «Следовало бы обратить внимание и на другие виды характеров и выяснить, нет ли и в иных случаях связи с определенными эрогенными зонами».  

Говорят, именно она стала стимулом для Виктора Толкачёва. Действительно, отчего бы не найти такие связи между телом и психикой, и не разобраться, что и как формирует наш характер?.. С этим намерением он пришел к своему учителю В.А. Ганзену. Тот выслушал ученика и задал лишь один вопрос: «И сколько эрогенных зон ты выявил?» «Семь» — с гордостью ответил Толкачёв. «Хорошо. Приходи, когда найдешь восьмую».

…Потому что четыре квартеля, которыми описывается любая наблюдаемая реальность, никак не могут проявиться семью мерами. Только восемью (так оно и вышло).

Виктор Толкачёв считается создателем собственно Системно-Векторного психоанализа. Он показал, что в древности каждый член первобытной общины выполнял свою закрепленную за ним функцию, и со временем эти генетически заложенные программы не изменились. Цивилизация лишь усложнила взаимоотношения людей и смешала эти программы. Но в каждом из нас существует набор генетических характеристик, проявленных в большей или меньшей степени.

Первобытное общество с точки зрения данной концепции выглядело так:

• Впереди – вождь, естественный Лидер, ведущий стаю к расширению ареала и заботящийся об умножении или хотя бы сохранении живой материи (жизней);  

• Вокруг него – всадники-охотники, добытчики, меткие стрелки, в будущем – командиры своих подразделений (в мирное время – законодатели и хранители кормовых запасов);

• В центре – массив войска (воины, пехота), представители которого в мирное время являются строителями и земледельцами в общине;

• Позади – тыловики, защитники пещеры и всех, кто остался в ней (дети, женщины, старики). В мирное время это хозяева, хранители очага и устоев стаи.

Жизнь стаи нуждается не только в воинах, поэтому в нее входят:

Глашатаи (загонщики добычи, балагуры, выразители воли вождя);  

Стратеги (осведомители, наушники, тайные советники, шаманы, охранители покоя вождя);

Дневные разведчики (дневные охранники стаи; красивые женщины и те, кого приносят в жертву);

Ночные разведчики (ночные охранники стаи; в мирное время – поэты и провидцы).

Важно, что ни В.А.Ганзен, ни Виктор Толкачёв не занимались прикладной психологией (т.е. не ставили людям диагноз на основе ведущих программ их личности и не брали деньги за свои спецкурсы).  

Все это случилось с Системно-векторным анализом позже благодаря Юрию Бурлану. И продолжает случаться до сих пор, но автору статьи уже нет до этого дела.


Система  

В ней четыре базовые характеристики реальности - пространство, время, энергия, информация – распадаются на восемь мер.  

Каждая «четверть» разделена на два поля с внутренней и внешней динамикой (иначе говоря, на интроверсию и экстраверсию). Данные меры названы «векторами». Изначально матрица была крайне наукообразной. В переводе на человеческий язык она выглядела так:  

• ПРОСТРАНСТВО – материя / форма
• ВРЕМЯ - направленность в прошлое / будущее
• ЭНЕРГИЯ - потенциальное намерение / реализованное влияние
• ИНФОРМАЦИЯ – содержание / способ получения и передачи

Внешняя форма, будущее время, влияние и возможности, информационное содержание ориентированы во внешний мир.

Внутреннее пространство (материя), намерение, направленность в прошлое, способы получения и передачи информации ориентированы на внутренний мир.

Это восемь корней или восемь первичных смыслов, которыми можно описать любой процесс. Не только человека. В случае, когда речь идет о людях, каждый вектор обозначает эрогенную зону или область, и соответствует одному отверстию в теле человека.

Четыре из них являются базовыми, «животными» векторами, характеризуя либидо. Названия частично достались от Фрейда, с чем надо просто смириться.

Вот они: уретра, анус, кожа (поры и отверстия сосков) и мышцы (репрезентация в пупке). Они есть у всех людей. Но в качестве векторов (личностных программ) некоторые могут быть слабо проявлены, а другие будут доминировать. Соответственно, и как эрогенные зоны одни из них также будут более чувствительны, а другие менее.

Четыре оставшихся верхних вектора сопряжены с духовным миром; их часто называют «человеческими векторами» в противовес «животным». Они характеризуют культурное наследие и стиль выражения либидо.

Это глаза, уши, ноздри и рот.

Не все личностные архетипы обладают верхними векторами, хотя можно поспорить. Но точно известно, что они могут быть настолько тусклыми и неразвитыми, что словно бы отсутствуют вовсе.

Матрица тут конкретизируется и выглядит так:

• ПРОСТРАНСТВО – кожа (внешняя форма) / мышцы (внутренняя форма, материя)
• ВРЕМЯ - уретральность (будущее) / анальность (прошлое)
• ЭНЕРГИЯ - речь и вкус (распознавание внешних влияний) / обоняние (распознавание намерений)
• ИНФОРМАЦИЯ – зрение (явное содержание) / слух, интонация (получение и передача; скрытое содержание)

Распределение ролей, чтобы не запутывать, таково:

• ПРОСТРАНСТВО – кожа (охотник-добытчик) / мышцы (воин-строитель)
• ВРЕМЯ - уретральность (вождь) / анальность (хозяин)
• ЭНЕРГИЯ - речь и вкус; оральность (глашатай) / обоняние (тайный советник)
• ИНФОРМАЦИЯ – зрение (дневной разведчик) / слух, звук (ночной разведчик)

Любители летающих даосов без труда заметят здесь тот же принцип, что и в разделении Дао на первичную пару инь/ян, дающую четыре базовых направления («отец», «сын», «мать», «дочь»), откуда выходят восемь триграмм, соответствующие внутренним и внешним процессам. Восемь триграмм описывают весь мир, а если сложить их парами в гексаграммы – мы получим Книгу Перемен.

Кстати, деления на инь/ян системно-векторная матрица тоже не избежала. Вот как выглядят полярность векторов:

• Анальный - женский
• Уретральный - мужской
• Мышечный - бесполый
• Кожный – любого пола (мужской на войне; женский во время мира)

• Обонятельный – любого пола
• Оральный – бесполый
• Зрительный - женский
• Звуковой - мужской

 

Текущий день

Последователи системно-векторного подхода давно согласны, что в каждом человеке есть все восемь векторов, только в разной степени проявленности. Некоторые из них, будучи одинаково сильными, согласуются. Это происходит, когда они относятся к одной четверти (внутренняя и внешняя динамика поддерживают друг друга; вектора называются дополняющими). Другие страшно конфликтуют (вектора называются контрарными), создавая людям невыносимые внутренние выборы, разного рода фрустрации и даже позывы к суициду.  

Часто внешний мир заставляет людей изображать то, чего в них нет (т.е. дано в наименьшей степени). Мода, чужие ожидания, убеждения, глубинные установки воспитания – причин может быть много. Наряду с этим громкий голос собственной природы подавляется, а порой и «пролечивается» грубым, нечутким окружением.

Энергия, которая не находит себе красивого выхода, искажается и принимает безобразные формы. Все это создает личные трагедии и большие литературные драмы.

Об этом мы и будем говорить дальше.


Персонажи Эрхи как носители определенных векторов

Все вышесказанное было написано лишь для того, чтобы показать: системно-векторный подход работает везде, у представителей разных рас и культур, у людей разных эпох, и даже полностью безграмотный Маугли может быть разложен, понят и приведен к знаменателю (то есть Маугли как персонаж, созданный Редьярдом Киплингом - человеком, который точно не слышал ни о каких векторах). Китайский автор Эрхи тоже вряд ли знает про векторный анализ - но герои Эрхи иллюстрируют его, как в учебнике. Речь героев отражает их векторные особенности, а символизм, сопровождающий персонажей волей автора, просто исключает случайные совпадения.

Ниже будут рассмотрены основные персонажи Эрхи – Чу Ваньнин и три его ученика (Мэй Ханьсюэ в главе про Сюэ Мэна, а остальные – там, где речь зайдет).

Вполне вероятно, в каждом из персонажей присутствует несколько векторов, однако в них будут выделены самые главные, ведущие – те, которые делают героев не похожими на кого-либо другого.

В каждом герое будут рассмотрены как минимум один нижний + один верхний вектор (всего два), хотя некоторым в таком ограничении тесно. Тогда… впрочем, все по порядку.