Эрха: персонажи между задницей и Богом (3)

Системно-векторный анализ персонажей романа


3. Этот достопочтенный немного запутался


Фрейд был первым, кто сказал, что если у человека главная эрогенная зона — анальное отверстие, то его будут привлекать специфические способы полового удовлетворения, деструктивность и садизм. Австрийский психолог Альфред Адлер подошел к роли кала в жизни человека с другой стороны.

Он рассмотрел ситуацию через отношения ребенка и матери (мы не будем рассматривать мать Мо Жаня, мир ее праху!). Если мать занята собой и не обращает внимания на крики ребенка, то один из способов привлечь ее интерес — обмазаться собственными испражнениями и даже частично их съесть. Это — способ сопротивления матери, попытка взять над ней контроль, получить ее заботу, стать для нее значимым.

Адлер говорит:

«Если мать подавляет (ослабляет) ребенка, то потом он, начав сопротивляться ей, не в состоянии остановиться и превращает все вокруг в дерьмо.

Испражнения и грязь приобретают для него смысл чего-то значительного, могущественного, властвующего над окружающим миром».

Всякий человек, не изживший чувство неполноценности (то есть обиженный человек), стремится к сверхкомпенсации в материальном мире. Это мы видим в Тасянь-цзюне и даже в Мо-цзунши (в облагороженной форме). «Такой сверхкомпенсацией, — продолжает Адлер, — является административная власть, деньги как символ могущества, чудотворный магизм (для даосов в санься не удивительно!) и дерьмо (буквальное).

Дерьмо выступает фундаментальным прообразом этого мышления, что символически выражается в различных нравственно-грязных ситуациях».

То есть, дерьмо должно случаться.

Первый раз мы видим это, когда только что воскресший Мо Жань обворовывает проститута и со всем этим добром, словно разум ему отказал, является в школу. Там его стремительно находит сутенер и обвиняет в краже. Мо Жань врет, что ни при чем, пока из него не вываливаются все эти накопления. Потом он врет учителю, который не видел позорной сцены, и дело кончается допросом и избиением, правда выходит наружу.

Ситуация не просто грязная, но и с подтекстом — ведь юный Мо Жань «может позволить себе» не только публичный дом и кражу, он словно бы кичится этим перед «безупречным» учителем, набивает себе цену. Учитель даже не целовался ни с кем наверняка, а тут такое, так что это первая попытка «овладеть» Чу Ваньнином, пока еще мальчишеская и незрелая. Ну и знаменитый финал, когда Мо Жань «проговорился», что так ненавидит Чу Ваньнина, что затрахает его насмерть.

История с любовником под одеялом — это новый уровень демонстрации превосходства (дерьмо снова случилось). Как читатели помнят, Мо Жань пришел к Чу Ваньнину в ночи откровенничать, но тут в дверь постучал другой ученик. Мо Жань не вышел наружу, это сделало бы ситуацию двусмысленной и повредило репутации Ваньнина (хотя если один ученик может войти к учителю — отчего не может и другой?). Он спрятался в кровати Ваньнина под одеялом. И не смог там, конечно, просто лежать. С одной точки зрения, перед нами просто опасный флирт, игра, в которой Ваньнин вынужден сохранять лицо, невзирая на активную помеху. Но с другой — это та самая «нравственно-грязная ситуация», которой Мо Жань наслаждается, а Ваньнин — нет.

Немногим отличается история с купанием на деревенской кухне, когда Мо Жань застал голого Ваньнина и не вышел, не встал у дверей на страже. А зашел внутрь, после чего на пороге возникла девушка-гостья, и «нравственно-грязную ситуацию» пришлось спасать, причем от спасения она лишь ухудшилась.

…Это мы еще не говорим о свадьбе с Чу Фэй. Все эти моменты делают Чу Ваньнина уязвимым и бессильным, а Мо Вэйюя — могущественным, потому что грязь воистину несет ему чувство успокоения, это его среда, в ней он «дома».

Одним из самых дерьмовых (то есть мощных и значимых) проявлений анальности является Богохульство. Конечно, ни Тасянь-цзюнь, ни Мо Жань не знают, кто такой Чу Ваньнин. Но то, что делает Тасянь-цзюнь, оскверняет в его партнере тот самый божественный пламень, который не может иметь иной природы, кроме самой одухотворенной, небесной, вечной. Он смешивает с грязью искреннюю любовь.

Говоря о Тасянь-цзюне, мы должны помнить, что анальный вектор тут фрустрирован. Люди в таком состоянии получают удовольствие не только от искажения языка (матерщина, канцелярит и т.д.), но и от искажения правильной, «поддерживающей жизнь» парадигмы, куда в первую очередь относятся так называемые «Божьи заповеди».

Не кради, не убий, не прелюбодействуй, не ври, не таи зла и т.д. — Мо Вэйюй нарушил их все1.
1В даосским мире есть свои «Десять правил даосизма». Упоминаются в «Наставлении по установлению воли к мудрости» и в Дуньхуанских рукописях: 
1. Не убивай, но всегда будь внимателен к живым существам; 
2. Сторонись похоти и не допускай распущенности в мыслях; 
3. Не кради и не принимай нечестно нажитого; 
4. Не обманывай других и не путай добро со злом; 
5. Будь трезв и всегда думай о чистоте в поведении; 
6. Будь в согласии со своими предками и не позорь свой род; 
7. Если видишь, что кто-то делает добро, помогай ему с радостью и удовольствием; 
8. Если видишь, что кому-то не везет, помогай ему с достоинством обрести удачу; 
9. Если кто-то навредил тебе, не думай о мести; 
10. Пока все не достигнут Дао, не думай, что сам сможешь его достичь.

Любезный читатель наверняка помнит, что сделал Мо Жань с Чу Ваньнином в зале Предков, посреди благолепия и погребальных табличек. А если не помнит — то и так догадывается.

Поскольку религия — одна из самых влиятельных сил, воздействующих на сознание, извращение ее установлений приводит к насилию над психикой остальных людей, то есть к почти полной власти над ними.

Чем более деструктивен анальный вектор — тем больше в нем жажда обладания господствует над жаждой бытия, «иметь» — над «быть». Если представить, что в направлении дна анальный характер проходит несколько этапов (прямо как с тем Цветком Зла, у которого есть три фазы) — то последовательность будет такой:

«Нормально-анальный» характер — садистский характер — некрофильский характер. Впервые это заметил Эрих Фромм.

По мере приближения к конечной деструкции в анальном векторе все больше нарастают нарциссизм (отличной иллюстрацией чего является самоопределение «Этот Достопочтенный») и враждебность. Финальную некрофилию, таким образом, можно определить как злокачественную форму проявления анального характера.

Речь идет не о прямой «любви с трупами», а о психологическом феномене, когда ничто новое не имеет ценности, резкие перемены воспринимаются как преступление против природного хода вещей, а мертвый человек становится сокровищем, которое может годами мумифицироваться и храниться. Так в трактате «Бава Батра» Вавилонского Талмуда царь Ирод в течение семи лет хранил тело полюбившейся ему Мариамны в меду (отсюда и презрительное название акта некрофилии в еврейской религиозной литературе: «акт Ирода»).

Бедная Сун Цютун не знала, с чем связалась. Тасянь-цзюнь не только два года разговаривал с трупом (в рамках некрофилии мы не можем быть уверены, что он более ничего с ним не делал; есть подозрение, что фикло продвинутых пользователей заполнит эту брешь). Он, став зомби сам, принудил Чу Ваньнина к сексу с собой, то есть — по хорошо отработанной схеме — вымазал его еще и этим. Не важно, что у людей как бы любовь. Из песни слова не выкинешь.

Ну и настало время сказать, наконец, о Любви.

* * *

Эрха — это роман о любви, которая победила всё, даже смерть (и вышеописанное тоже). Это драматичная, но счастливая взаимная любовь, преобразившая героев. Автор понимает, как нелепо это звучит теперь, как-то по-девчачьи!..

Одним словом, где же тут, во всем написанном, любовь?.. Ведь Мо Жань любил Чу Ваньнина больше жизни!

Ответ мой неутешителен, любезный читатель. Во всем этом — в анальном векторе — любви нет. Половое чувство и любовь — разные вещи. Сексуальность — это не любовь. Люди могут соединяться и размножаться без всякой любви, под давлением своей эволюционной задачи. Так в мире и происходит в массе случаев.

В уретральном векторе, прекрасном как рассвет, тоже нет любви в привычном нам смысле. Любовь есть только в верхних векторах.

…Но не во всех. Да. А только в двух. И то лишь тогда, когда они достаточно развиты.

Быть Человеком очень непросто, дорогой читатель.

В романе Мо Жань часто характеризуется как «животный самец», типичный мужчина, который то желает оплодотворить свою самку (глава 294), то мучается своей звериной природой, на которую нет управы, то принимает решение стать аскетом и обожать свой предмет издалека, то ликует, что все, наконец, можно. И тут же его возвышенный восторг переходит в грязное сквернословие, полное страсти, и в динамичное обладание объектом желания, от которого трясется кровать. Мо Жань неисправим. Это реалистично, совсем не похоже на романтичные сопли и как бы должно говорить про силу чувств.

С силой чувств не поспоришь. Но темперамент — это не любовь.

Если бы не некоторые векторные сочетания, о которых речь пойдет позже, и если бы не личность Чу Ваньнина (его векторное устройство) — у этой пары не было бы будущего.

…Хотелось сказать — да и вообще бы ничего не сложилось, но увы. Мо Вэйюй изнасиловал своего партнера несколько раз, так что тут все «сложилось» поневоле. А вспомнив сцену с грешной курильницей — понимаешь: и во второй жизни все оказалось так же.

Так есть ли у Мо Жаня шанс?.. В целом — да, ведь в каждом человеке (и персонаже) намешано много всего. Если Мо Жань смог найти общий язык с Чу Ваньнином и стать для того интересным — значит, все будет хорошо.

Но анал тут никак не поможет.

* * *

Эта глава не может быть слишком длинной. Поэтому закончим за здравие. При отсутствии фрустраций анальный вектор раскрывается в следующих чертах:

1. Честность. Вранье не привлекает людей анального вектора, и поэтому тут всегда столько мук на личном фронте. В результате честность постоянно соседствует со скрытностью (известных предпочтений). Но от своей второй половины подобный человек будет ждать откровенности и правдивости. Собственная ложь — даже невольная или объяснимая, как у Мо Жаня («недоговоренность») — способна совершенно испортить жизнь. Она не забудется, пока не выйдет наружу.

2. Аккуратность — физическая чистоплотность, выполнение обязательств, добросовестность. Мо Жань именно таков. Все обязательства, которые он взял на себя — он исполнил. Даже если это касалось подарка на день рождения (экстры). Легко представить его стирающим одежду учителя; наверняка у него и на кухне, и в огороде полный ажур.

3. Умение заканчивать дела (и склонность к перфекционизму). Много кто может начать и бросить, переключиться, увлечься новым, устать. Но анальный вектор лучше всех знает, что незавершенные дела превращаются в токсины, что отравляют весь организм. А по-настоящему законченное дело — это дело, сделанное хорошо. На совесть. При наличии хорошо развитых верхних векторов именно здесь появляются крупные писатели (анал + звук) и художники/режиссеры (анал + зрение). Имеются в виду персоны вроде Льва Толстова, Джорджа Мартина, Микеланджело, Питера Джексона и прочие авторы эпохальных полотен.

4. Бережливость — хозяйственность. Склонность к накоплению благ. Тут она может доходить до скупости и крохоборства (помещик Плюшкин!), но это не про нашего героя. Мо Жань родился нищим, но потом никогда не бедствовал. Не будем рассматривать богатый быт Тасянь-цзюня. Даже в своей продвинутой даосской жизни мастер Мо никогда не пустил бы по миру дорогого ему человека. Он окружил его тем уровнем комфорта, когда не надо беспокоиться о завтрашнем дне.

5. Упрямство. Со стороны оно часто воспринимается как супер-воля, но на деле является сублимацией. (Упрямство рождается из протеста на запрет инициировать значимую эрогенную зону. В романе этот запрет не столь велик — есть даже бордели по назначению; но в среде учитель-ученик запрет присутствует). Мо Жань был упрям с самого рождения, и одна из самых ранних сцен проявления этой черты его характера — похороны матери Мо Жаня. Как читатели помнят, мальчик тащил разложившийся труп на себе, пока не зарыл, как смог. Тот факт, что после этого он еле шевелился — не имел значения. Пацан решил — пацан сделал.

6. Коллекционирование — редкий представитель анального вектора не собирает коллекцию черт знает чего (любовно сложенные фантики, упаковки, стикеры, памятные вехи). Дворец Тасянь-цзюня был полон систематизированного хлама от ваз и тканей до вин. В целом человек анального вектора всегда обращен в прошлое. И, как следствие, в нем присутствует постоянное желание все упорядочить (стабилизировать). Он прекрасно может работать с уже известным материалом, добытым кем-то другим. В лице Мо Жаня у Чу Ваньнина был бы прекрасный ассистент.

7. Способность к анализу — анальные люди часто имеют высокий интеллект и хороши в аналитических дисциплинах, расшифровках, систематизации наблюдений.

8. Ну да, частый гомосексуализм. «Для людей этого типа анальный секс витально необходим», — говорят специалисты. Даже если такой человек женат, его Сун Цютун имеет все шансы обнаружить себя лицом в подушку, подростковыми ягодицами вверх, названная мужским именем.

Девиз анального вектора: «СОХРАНИТЬ И УДЕРЖАТЬ» (человека или иные ценности)

* * *

Мужчины анального вектора остаются крайне привлекательными для многих и многих читателей, а также авторов — ведь тут есть целая россыпь девиаций, токсичные отношения, насилие, унижение, беспощадный секс и все, что любит завсегдатай самиздата. Конечно, не всегда это описано правдиво, но кому какое дело.

И есть один тип, который всегда влюбляется в анальный вектор. Это вектор кожный. О нем мы поговорим позже. Пока достаточно сказать, что кожа как эрогенная зона — это вся поверхность тела, так что трудно уберечь ее от повреждений или боли. Хоть пара синяков да будет набита. Как защитить себя в этом жестоком мире?.. В кожном векторе присутствует мазохистский сценарий, для которого анальный партнер — лучший выбор.

Такой литературы более чем достаточно: мазохист[ка] и садист, все счастливы.

Но засада в том, что системно-векторный анализ показывает динамику притяжения людей… и анальный вектор никогда не выберет кожу. Вспомним начало этой статьи. Сильный анальный темперамент может выбрать только не менее сильный, а лучше сразу доминантный вектор. Хозяин выберет Вождя (уретральный вектор). Это с ним ему на самом деле будет интересно, трудно, больно и сладко, а главное — с видом на будущее.

Но уретральников, как известно, исчезающе мало, а кожников много, и они весьма активны.

Системно-векторная психология отрицает соулмейты.
Мы выбираем тех, кто не выбирает нас.

Все вопросы, которые неизбежно возникают после чтения этой главы (Где любовь?.. А как же жаньвани?.. За что так с хаской?.. Есть ли счастье под небесами?) — получат ответ по мере написания статьи. А если автор на что-то не ответит — он скажет в комментариях!



Примечания

Использованая литература:
Эрих Фромм. «Анатомия человеческой деструктивности».