° Ключи Черной Розы
Это самостоятельная арка, которой нет в изначальной манге - там имеется лишь короткий эпизод. Режиссер, по его словам, хотел попробовать себя в драме. Поэтому в этой истории мало сюрреализма - но много психоанализа и тончайшей работы с нюансами. Эта арка также интересна тем, что сообщает нам о сущности Печати Розы (знак договора с Акио), и показывает демонический аспект Акио, который покупает человеческую душу в обмен на сокровенное желание - чтобы использовать силу этой души в своих целях.
Профессор Немуро
Он появляется в Мемориальном зале Академии в качестве талантливого аспиранта Содзи Микаге, который готов выслушать каждого студента и помочь ему справиться с тем шипом, что студента точит. Как выясняется в конце - это юная замороженная ипостась профессора (интересно, что «Микаге» говорит о Немуро как об умершем).
На первый взгляд перед нами Школьный Психолог. Он ведет семинар, куда приглашаются самые яркие студенты, чей потенциал хорошо бы раскрыть. На самом деле это лукавство - потому что на семинар попадают люди, связанные с Дуэлянтами, обиженные на них, но «имеющие доступ к их сердцу». Первая и единственная консультация проходит в лифте, едущим вниз мимо гробов, торчащих в стене торцами. В этих гробах лежат сто погибших дуэлянтов, которые сгорели в этом крыле много лет назад. Они носили Печать Розы и были готовы биться за свои Идеалы - но не успели.
...То есть символически в гробах лежат именно Идеалы и Мечты покойников, а вовсе не сгоревшие тела.
Пока студент погружается в глубины своего эго, голос Микаге советует ему смотреть глубже, не застревать на мелочах. Если человек, излив всю свою боль, сохраняет в себе остатки доброты или здравомыслия - он выбраковывается. Для семинара подходят только те, кто в результате исповеди окончательно возненавидели обидчика или весь мир, и жаждут мести. Таким необходима Революция, которая способна изменить сами параметры паршивого мира. Далее происходит мистика: семинаристу вонзают в грудь Черную Розу (то есть эта роза растет у него из сердца), надевают на руку обгоревший черный перстень мертвеца с печатью розы - и отправляют на Арену.
...Люди, попавшие в лифт, не собирают из собственных осколков утраченное единство, не выздоравливают и не выходят из аффекта - они полностью соединяются со своей Темной Стороной, словно светлой в них никогда не было. Потому что ради Мечты всегда надо чем-то жертвовать, и свет души не хуже любой другой платы. («Взрослая жизнь не для чистых сердцем!»)
Такие опыты над людьми возможны лишь потому, что Содзи Микаге пребывает в глубокой иллюзии: если его ставленник убьет Невесту Роз, сам Микаге заменит ее на другую, собственную - и весь аппарат Арены наконец будет работать на него. Потому что именно он открыл путь к этой Арене, фактически создав технологию, которой пользуется Академия по сей день. Это было необходимо, чтобы получить Вечность - не для себя, для своей Невесты.
...Невеста Микаге неизлечимо больна. То, что это мальчик, как две капли воды похожий на мелкого Акио, не должно иметь значения. А то, что его зовут Мамия - как парафраз Химемии - вероятно, просто совпадение :-).
* * *
Не важно, что план Микаге не срабатывает: важно, какую историю мы узнаем. Профессор Немуро - так звали его в прошлом и зовут всегда - очередной гений без эмоций, похожий на компьютер. Он учился в этой же Академии, пока не был приглашен возглавить секретные разработки, которые должны «открыть дорогу в Вечность». Вместе с ним работают сто юношей-контрактников, каждый из которых носит «печать розы», то есть формально они Дуэлянты. Но никаких дуэлей не происходит, потому что и самой Арены нет.
...Неизвестно, чем именно занят секретный отдел, напрашиваются генные опыты и прочие модификации личности, хотя по словам самого Немуро они занимаются «не медициной». Тем не менее, по коридору постоянно возят стыдливо накрытые простынями гробы.
Профессор Немуро так поглощен своим узким сектором работы, на которую согласился из финансовых соображений, что до самого конца не понимает, что именно происходит в Академии. Работа стопорится, и профессору Немуро присылают инспектора - взрослую авантажную женщину, младший брат которой болен. Вероятно, впервые в жизни Немуро увлекается другим человеком. Эта женщина и заражает Немуро мыслью о Вечности, которая должна спасти ее брата Мамию. Сам Мамия настроен более трезво: он не любит засушенные розы, ему претит мертвая «вечность», и он смирился с тем, что умрет. Не имея собственных чувств, профессор Немуро невольно берет за образец чужие, погружается в них, превращая в стимул для работы. Беседы с мальчиком в заснеженном розовом саду очень этому способствуют.
И вот в небесах возникает Арена и перевернутый Замок Мечты. Осталось открыть туда Дорогу (вычислить технологию, как этим пользоваться). В этот момент перед Немуро возникает Акио - тот самый заказчик работ. И предлагает контракт плюс перстень с печатью розы. Почему лишь теперь? Потому что Немуро добился результата. Правда, он «не может решить уравнение» - но после скрепления Договора с этим не будет проблем. Следуя условиям контракта, Немуро все поймет.
Здесь Акио почти пародирует классического сатану: скрепить договор, продать душу в обмен на желаемое, только договор скрепляется не кровью, а печатью Розы.
Но кровь следует неотвратимо, так как именно печать Розы делает из человека того, кто ее проливает - то есть Дуэлянта.
...Условия Контракта чудовищны. Немуро предписывается принести в жертву сто человек - перебить их по очереди, взойти наверх по их трупам (или трупам их Идеалов). Что за бред? «Но все они заключили контракт со мной», - говорит Акио, давая понять, что единственный, кто не в курсе происходящего - сам Немуро. Остальных Дуэлянтов такая постановка вопроса не смущает. Они начнут взаимоистребление и без Немуро, «смогут продолжать без него».
Профессор Немуро не желал биться с кем бы то ни было, так что он просто сжег сто человек вместе со зданием, где они открывали шампанское и готовились праздновать успех. Если цена Мечты - гекатомба, то незачем тянуть.
Древние животные погибли и стали топливом, которое мы добываем - углем и нефтью. Без этих жертв невозможно развитие цивилизации.
Через весь сериал тонкой нитью проходит хорошо спрятанная мысль, что Академия Оотори, где для каждого человека застыла его юность - это комбинат по добыче из людей их душевной энергии, потому что только в юности этой энергии много, запас на всю жизнь. Ложные концепции и мечты, которым люди страстно предаются в молодости, и ради которых готовы на подвиг - пища для Акио и его строительный материал (вечная жизнь и вечная молодость - классическое искушение почти по Гете). Хотя возможно, его единственной пищей являются именно разбитые Мечты. Только погибшее животное является топливом.
Потому что сам Акио - продукт разбившейся мечты Диоса.
...Микаге считал профессора Немуро «погибшем при пожаре». На его примере мы видим в действии ровно ту же технологию, что была использована с дуэлянтами Черной Розы, которые забывали, кто они, и становились функцией-убийцей: профессор Немуро вытеснил знание о себе-целом вместе со своей виной, похоронил реальность, соединившись лишь со своей ложью, безопасными воспоминаниями и страстью «продвинуться вперед». В этих воспоминаниях авантажная женщина не изменяла ему, сам он не возил по коридору гробов, пожар устроил Мамия, а благородный профессор взял вину на себя. Он получил ту самую застывшую вечность собственной юности, которую хотел.
Он стал Микаге и был им, пока Утена его не разбудила.
А что же мальчик, Мамия? А мальчик давно умер.
Токико
Старшая сестра Мамии, молодая женщина, открывшая Немуро сферу чувств, хотя вряд ли она сделала это намеренно. Мне трудно сказать, любил ли Немуро Токико, или просто связал с ней самое важное достижение своей жизни - создание Арены и открытие пути в Вечность. Однако он сумел сделать это, потому что воспринял и разделил ее мечту. Как фанатичный последователь, он взял на буквальное вооружение чувства и мысли другого человека, и в некотором роде мы видим не драму отвергнутой любви, а классическую трагедию веры.
Отсюда догматичное превращение атрибутов Токико в священные символы, которыми окружил себя Немуро - все они используются в арке Черной Розы как Ключи.
──────●• Ключи Черной Розы •●───────Почерневшие розы, засушенные Токико для брата, «потому что ей печально видеть, как они вянут» - это любовь Токико, давшая стимул работе Немуро, его пароль. Зеленый розовый лист, символ недолговечности, символ Мамии. Фотография мертвой бабочки в рамке - знак законсервированной Вечности. Куколка, которая станет бабочкой, знак перехода от временного к вечному - сам Немуро.
На розовом листе сидит куколка, из куколки выйдет бабочка, бабочку обессмертят - такова естественная последовательность. Во время «психоанализа» студентов последовательность обратная: мертвая бабочка сменяется куколкой (сознание человека погружается в переходное или инфантильное состояние), куколка - зеленым листом (основой). Появление листа равно выявлению первопричины.
Когда профессор Немуро сам сел в свой лифт после встречи с Утеной, которую назвал «Токико» - то есть предался рефлексии - лист не появился. На стене продолжала красоваться куколка. Это значит, что он не дошел до дна и не вскрыл собственную память, не нашел первопричину своего состояния - это случилось только во время поединка на Арене.
Итак, Немуро посвятил себя Токико, а кому посвятила себя она? Своему брату Мамии. Поэтому Мамия автоматически стал для Немуро иконой, высшей ценностью, во имя которой и совершается его Работа.
Токико была для Немуро не возлюбленной, а указателем, ориентиром, придавшим жизни смысл (подобно пальцам-указателям в этих сериях, сама Токико постоянно указывала на брата). Неудивительно, что Немуро было важно ее благословение и одобрение, ее оценка. Она стала направляющим элементом его сознания, привносящим ясность.
«Токико пришла, чтобы наконец разобраться во всем», - сказал он об Утене.
Токико сама по себе - обычная женщина, в которой есть некая японская «пустотность», благодаря чему каждый может увидеть в ней нечто свое, особенное. Потенциал Токико первым обнаружил Акио - и конечно именно он «прислал инспектора», единственную женщину в обществе ста с лишним мужчин, запертых в лабораторном крыле Академии. Простодушный профессор Немуро попался как младенец. Токико была уверена, что профессор Немуро спасет ее брата, может быть ей внушили это - в любом случае она добивалась его внимания и уважения, добивалась гарантий. Но именно как у ученого, ничего больше. Она плакала, говоря о болезни брата - потому что была на пределе. Она ругала брата, что он больным выходит на снег - потому что не могла иначе выразить свою заботу. И она оставила след помады на краю чайной чашки - потому что женщина есть женщина.
Желал ли Немуро, чтобы его так же отчитывали за пренебрежение к себе, и так же плакали по его поводу? Он хотел быть похожим на Токико - эмоциональную и любящую душу, которой есть, кем дорожить? Падая в лифте, он радостно обнаруживает, что плачет - «благодаря Токико». Как мы знаем, профессор Немуро до встречи с ней вообще не видел человеческих слез.
Но что на самом деле произошло между Токико и Немуро?
Токико, не имея на счет занятого профессора никаких задних мыслей («Наверное, гений вроде вас вообще не способен любить?» - «Да, вы правы») или поняв, что они бесперспективны, переключилась на Акио. Он куда лучше понимает, что нужно женщинам, особенно если у тех горе. Ведь пока шли исследования, Мимия умер. И Акио «утешил» несчастную Токико как положено принцу. Любовь и смерть - два предельных полюса, и первый помогает оправиться от второго.
Для Токико это был способ продолжить жить после трагедии. Но для Немуро это было перечеркиваем его смысла жизни - словно указатель свихнулся. Жизнь должна быть остановлена в прекрасном мгновенье, насчет которого все были согласны, а не «продолжаться». Тот, кто продолжает жить, когда умерло нечто ценное - предатель. Недаром во фрагментарных вспышках памяти мы видим черную розу на полу - целующуюся пару под звук каталки патологоанатома - и самого профессора Немуро, толкающего перед собой гроб. В действительности, он отлично знал, что Мамия мертв - просто не мог с этим смириться.
«Ты очень упорная, Токико», - говорит Немуро на Арене Утене, которая полна жизни и ориентирована на Будущее. - «Я должен одолеть тебя, срезав эту розу с твоей груди!»
Поэтому когда Немуро в один ход сжег холл со ста человеками внутри - он желал вернуть все, как было. Победить в Токико ее способность жить дальше, словно память ничего не стоит.
Мертвый мальчик стоит над постелью-гробом, где лежит Немуро, и просит дать ему возможность жить. Не забывать его. Символ веры явился верующему, чтобы напомнить о себе. И если Токико «отреклась» от Мамии - Немуро этого не сделает. Он будет проводником его воли. Не станет жить в мире, где смысла снова нет - как не было его до всех этих событий.
Может быть, он думал, что Токико, похоронившая брата, будет ему благодарна за доказательство веры. Но он не понял ее реакции на пожар. Почему она нашла его действие ужасным и ударила по лицу? Неужели указатель не свихнулся, а был верным - и ошибся сам Немуро?
С таким поворотом Немуро не справился, вытеснил Свой Выбор и реальное событие, и в сцене объяснения появился третий виртуальный персонаж, «который и был виновен». Умение принимать решения и нести за них ответственность - качества Взрослого, а профессор Немуро не взросл, ему комфортно «следовать указаниям». У фатанатичных верующих всегда виновен бог. Бог отправляет убивать, и сам убивает. И с психологической точки зрения это верно: то, во имя чего мы совершаем трудные поступки, и есть истинная их причина.
Конечно, для Токико все это было неприемлемо. Причина ее пребывания в Академии иссякла, и она покинула и ее, и Немуро. Она безболезненно рассталась и с Акио, чтобы двигаться дальше - как большинство взрослых женщин. Он воспользовался ей для своих планов, дав уму Немуро толчок и подвигнув открыть Путь к Арене, но она получила от него, что хотела.
«Ты живешь нормальной жизнью?», - спросит ее Акио много лет спустя. «Да. Мой муж очень добр и хорошо зарабатывает». Вряд ли Акио важно, трагична или нет судьба Токико, возможно его вопрос формален. Но как и каждая женщина, бывшая с принцем, Токико возвращается к нему - из чувства благодарности или от ностальгии, или просто полюбоваться на нестареющую красоту.
«Пока люди находятся в садах академии - они не стареют», - эта очень важная фраза Акио, благодаря которой вскрывается сущность Академии и как плена иллюзий, и как символа юности вообще - сказана им именно Токико.
Мы ей за это благодарны.
Мифология Розы
Итак, все Дуэлянты, так или иначе выходящие на Арену, изначально Ранены. Теме ранения очень потворствует Мифология Розы, которая пронизывает весь мир «Утены». Согласно сюжетообразующей Легенде, в мире существует Принц Роз, источник благородства и чудес, но он скрыт. Принц Роз скрыт - но явлена Невеста Роз, спутница каждого успешного дуэлянта, переходящий приз от победителя к победителю.
Это безотказная девушка Химемия, «с которой можно делать все, что угодно». Это срывает башню само по себе, даже если дуэлянт лично не влюблен и добр по натуре. Поэтому мы постоянно видим, как дуэлянт не влюблен - но пользуется, или на худой конец лупит Химемию у рукомойников, в розарии, в школьном коридоре. «У Невесты Роз нет своей воли», - говорит один из них возмущенной Утене. Но это не отменяет того факта, что Невеста постоянно ранена - в том числе потому, что каждый из ее хозяев проецирует на нее свою травму и боль. Мало того - именно из груди Химемии ее хозяин вынимает на поединке особый меч, «Меч Диоса», меч Принца. Невеста - его ножны. Как нетрудно догадаться - это меч духа, а значит обладание Невестой в прямом смысле дает право на Силу Принца.
Даже само пространство Арены организовано так, чтобы постоянно держать градус накала: символом Благородных Идеалов и Чудес является волшебный Замок, возникающий над Ареной каждый раз, когда там происходит дуэль. Замок перевернут и висит в небе башнями вниз. Мерцает огнями на шпилях. В этом замке обитает Вечность.
...Ну - то есть в замке обитает Диос, сокрытый Принц Роз. Каждый из дуэлянтов называет это разными словами - сила творить чудеса, нечто сияющее, сила невинности, исполнение всех мечтаний, встреча с Принцем, Вечность, принесение в мир Революции - но все это лишь метафоры. Наверное, мы уже поняли, что такое Диос, и поэтому метафоры безопасней.
Сила его не пробуждена, но, видимо, частично присутствует в каждом из Дуэлянтов, собственно и давая им право на дуэли. В ком-то это увлеченность, в ком-то принципиальность, в ком-то независимость, в ком-то доброта. А в главной героине Утене - красивый комплекс чистоты, стойкости и верности.
...Это потому, что в детстве она уже встретила принца на белом коне, который спас ее от духовной смерти. Он «показал ей нечто Вечное», надел на палец кольцо и просил дождаться его: если она будет достойна, они снова встретятся. Эта история будет полностью переосмыслена в финале, став воистину жуткой - но пока нам достаточно того, что «девочка была так очарована принцем, что решила стать Принцем сама».
И чтобы разбудить Силу Принца Роз, все дуэлянты должны максимально приблизиться к определению «Принц». И юноши, и девушки, и те, кто не определился. Надо сказать, что среди дуэлянтов юбки не в ходу. Все они «принцы в зачатке». Все они надеются обладать Невестой и взять в руки меч настоящего Принца. Только тот, кто выиграет все поединки и удержит победу - получит ВСЕ. Поэтому же каждый Дуэлянт носит на руке перстень с розой - как знак обручения с этой идеей «Принца» (на самом деле Дуэлянты и есть те Розы, которых и Невеста и Принц). У героини Утены кольцо с детства - поэтому она оказывается вовлечена.
...Но, конечно, героям сериала не говорят про обручение с Принцем. Им, заключившим контракт с Краем Света, сказано про обручение с Невестой Роз. Тот, кто владеет ей, называется «Обрученным». Надо выиграть все дуэли мечом Диоса и принести в мир Революцию.
Поэтому на протяжении сериала мы видим, как возникает путаница, подмена темы, как люди, по сути давшие Обет, разменивают его на свои «подлинные» желания, как они умудряются раздробить и отделить понятия «Вечность», «Сила Чудес», «исполнение Мечты», «сила совершить Революцию», «Прекрасный Принц» - от того, что собственно есть Диос.
...Я понимаю, что пересказать Войну и Мир куда проще. Еще я очень рада, что не написала тут про «Раненого Короля-Рыбака», которого исцеляет Грааль со священной кровью, мужскую инициацию и инициацию женскую, про алхимию и семантику Розы в европейском мистическом ключе. Потому что это все меня сейчас не волнует, меня волнует история Принца Роз - так как нам ее рассказали.
История Принцессы
...Но сначала надо разобраться с экшном. Все написанное выше сказано лишь для того, чтобы теперь действительно передать фабулу «Утены».
Девочка, потерявшая родителей, утратила почву под ногами, ее мир стал ненадежен, и она спряталась от него в гроб, «потому что на свете нет ничего вечного». Оттуда ее вывел на свет Принц, он показал ей нечто нетленное, вернул ее миру устойчивость. Эта девочка оказалась в Академии, вступилась за подругу, одолела ее обидчика палкой, и так оказалась в числе Дуэлянтов. С Невестой-Розой в качестве нагрузки. Она выиграла все основные дуэли, сдружилась с Невестой-Химемией, пережила подростковые влюбленности и колебания, и вышла в финал. И там ее ждала дуэль под названием «Революция» - Поединок с Принцем.
Принц не хотел драться с девушкой - он сделал ее Принцессой. Ведь ради Него она проделала весь этот путь? Разве она не этого хотела? Вот и замок ждет, а в нем Вечность вместе. «А что будет с Химемией?» - спросила Утена. «Она навеки останется Невестой Роз», - ответил Принц.
Тут Утена все вспомнила - и переходящие призы, и отсутствие собственной воли, и мордобой у рукомойника, оттолкнула Принца и подралась с ним насмерть. И проиграла. Химемия предала ее - ударила в спину клинком. Потому что гневная Утена так теснила Принца, что он дал знак Химемии помочь ему.
К этому моменту зритель уже знает, что Принц, дерущийся с Утеной, и Принц-Диос - не одно и то же. Первый - и есть Край Света, глава Академии Оотори, брат Химемии Акио. Брат, которому сестра принадлежит безраздельно, и который разработал всю эту игру в дуэль только для того, чтобы проявить, закалить и получить в собственное пользование Меч Диоса. А второй - Диос - то, чем Акио был когда-то. Диос - это могила Принца.
Я очень хотела бы остановиться тут и дать возможность читателю почувствовать все эти нюансы. Они прекрасны. Каждое слово тут неоднозначно. Что такое Край Света? Это не только некий предел известных земель, конец познанного мира, тупик, дальше которого смерть. Это край Света. То есть граница, ЗА которой и начинается Свет.
«Однажды пришла к Принцу старуха и сказала: миру грозит бедствие! Знаешь замок, парящий в небесах? Это замок ведьмы. Она планирует украсть весь свет мира! Защити нас! И Принц помчался в Замок, но там... оказалась та же старуха. «Глупец! - сказала она. - Это просто ловушка, чтоб заточить тебя в замке». Что?! - вскричал Принц. Ведьма расхохоталась: «Свет - это Ты!»
Итак, ведьма заточила Принца Диоса, и мир полностью погрузился во Тьму. А все, что мы можем увидеть - лишь край этого света. Это и есть «Принц» в его мирском значении, манок для девушек, ролевая модель для мальчиков, символ дуэльной арены, сам Акио - то, что осталось от Диоса. «Диос - могила Принца» означает единственную вещь: чтобы Диос проснулся - «Принц» должен умереть.
Потому что пока существовал Диос - не было никакого Акио.
А там, где есть Акио - не может быть никакого Диоса.
Задача Диоса - нести освобождение людям, в том числе женщинам. Об этом нам говорят несколько раз в разных версиях одной Легенды. «Спаси мою дочь», «Спаси мою жену» - кричат люди-воспоминания из прошлого. От чего же надо их так специфически спасать, если у них сильные, вооруженные мужья и отцы? Конечно, от чудовищ - тех самых чудовищ, которых люди носят в себе. Которых мы видели в арке Черной Розы, в полутонах взаимоотношений, в щелях сюжетного механизма - внутренний ад человека, предавшего в себе ребенка. «Жестокий взрослый мир» - не что иное, как выползшие из людей и прописавшиеся в законе чудовища: цинизм, трусость, зависть, беспросветная обыденность, девальвация дружбы, продажность, бытовое подонство, жестокость, сексуальная эксплуатация, и да - превращение женщины в ведомую, пассивную «принцессу», у которой не может быть никакой своей воли. Женщина, подсаженная на секс и свой долг нравиться, видит себя лишь глазами мужчины: насколько она привлекательна, популярна и удобна.
«Все женщины становятся Невестами Роз», - сказала однажды Утене Химемия. И в этих словах был ее личный опыт.
Такой взгляд на Взрослый мир - сумрачный миф, который выгоден манипуляторам, но неизбежно тает на Свету. «Ты - свет мира!»
Диос. Не Акио. Акио как раз занят «затемнением», от черных штор - чтобы внутри работал проектор-планетарий, создавая искусственное небо и искусственные реалии, от «затуманивая правды» до «затемнения чистоты» - многоуровневых техник соблазна. Что он делает с Утеной, как только становится понятно, что она кандидат в обладатели Силы Диоса, и может «принести в мир Революцию»? Он влюбляет ее в себя, используя как страховочный вариант Президента Студсовета Тогу. Подарки, свидания, прогулки, настоящий штурм с двух сторон, и наконец секс. Все шло в ход - «Не похож ли я на твоего принца?», «Я же и есть твой принц», «Ты очень женственна», «Ты как юный Ганимед», маркеры дружбы, исповеди на диване, «Ты подруга моей сестры... нет - моя подруга!», ношение на руках, красная машина, забота и безопасность, выработка привычки кататься за пределами Академии. «Я и не ожидала, что это произойдет, - потом скажет Утена, - я пришла сегодня, только чтобы собрать розы». Все окей - теперь Утена более не «принц», она «не чиста», променяла свой Идеал на реального мужчину, зато из нее выйдет очень хорошая принцесса.
На Арене Акио выкладывает этот козырь. Неопытную Утену штурмовал он - но виновата она. «У меня есть невеста - но тебя это не остановило». Отлично обсудили мальчишником Акио + Тога, какова Утена в этом ключе.
На этом фоне тот факт, что Акио спит с сестрой - полная ерунда. А может и с Тогой тоже. И с Сайонджи. Они давно не невинны, и им выгодно подчиняться Акио. Может быть потому, что созерцать Край Света из алой машины, мчащейся в ночи - действительно привилегия, сильно повышающая самооценку.
И очень хорошо видно, как Утена борется с этим противоречием - еще вчера она была человеком, многогранным, спонтанным, с любым будущем, которого можно пожелать, с мечтами о принце или о предназначении - а сегодня ее опустили до «женщины» - то есть, простите, Принцессы.
Эта «роль» Утене не просто тесна - она уже примеряла ее на себя, когда проиграла одну из дуэлей и потеряла Химемию (конечно, дело не в том, что Химемия ушла с другим, а в том, как она стремительно переобулась во всех своих мнениях под нового «владельца»). Утена тогда надела школьную юбку. Школьная форма, сделавшая Утена «нормальной» - на самом деле вгоняла ее в депрессию, и было видно, как эта искусственная девочковость жмет ей, принуждает к ложной поведенческой модели. Но она вовремя спохватилась и вернула себя.
Самая сильная тема «Утены» - битва за свою подлинную идентичность. Не половую и даже не гендерную - просто Свою, человеческую. Это как выдержать битву за собственную душу. Но в академии Оотори создают иллюзии, и самая главная иллюзия - «принц» как механизм общественного бессознательного, нужный только для того, чтобы все женщины были принцессами, а сам Акио - получив ключи к Вечности - стал еще сильней. Потому что «женщина, не ставшая принцессой, превращается в Ведьму». А ведьму, как мы знаем, ждет ненависть, дыра в груди и вечные страдания.
На самом деле, конечно, и принцесса, и ведьма, и Невеста Роз - одно и то же. Первая обслуживает принца, вторая удерживает принца, о третью принц вытирает ноги. Это три названия для использованной женщины, проигравшей битву за собственную самоидентификацию. «Главный талант женщины - найти правильного мужчину!».
Силу самоидентификации и вечный Свет - в котором возможна и настоящая дружба, и сила творить чудеса, и любовь без насилия, и целостность, и воистину романтические отношения, и главное - Интересное Будущее - дает только Диос.
Потрясающе, что Утена ни разу не признала в Акио своего «Принца», который спас ее в детстве и отдал ей кольцо. Она не узнала его в момент первого знакомства, и не узнала в конце, в одеждах Края Света. Для нее Акио и ее «Принц на белом коне» - совершено разные вещи. Именно поэтому она уверена, что влюбившись в Акио, она предала своего принца.
Вообще, достаточно характерно, что первая встреча Утены с «принцем на белом коне» происходит в церкви. Там стоят два гроба с ее мертвыми родителями, и я не знаю, кто и зачем поставил третий. Разве что это очередная аналогия: не важно, где именно стоят или закопаны гробы мертвых родителей, важно, что Утена тоже отказывается жить, и это символическое место, где уснула ее душа, выглядит как Храм.
Утену обнаруживают два мальчика - Сайонджи и Тога, но они не в силах до нее достучаться, им не хватает духовной силы. Они выходят наружу и ждут развития событий.
И да, Утена тоже выходит из склепа на следующий день, потому что нашелся Кто-то куда более Сильный, кто «показал ей нечто вечное». Этим Вечным, как мы потом понимаем, был не образ принца-жениха, а Вечное Страдание, которое никто не в силах прервать. Невеста Роз, пронзенная мечами ярости и пренебрежения в центре витражного цветка цвета мяса. И именно ради этой Вечности Утена находит в себе силы жить - чтобы прервать чужие муки, спасти «Душу Розы».
«Принц, которого она любила, очень изменился», - говорит ей тот, кого Утена посчитала Ангелом Смерти. - «Он стал Краем Света и не может спасти ее. Ее спасет только принц, в которого она верит».
Только по этой причине Утена решает стать таким принцем сама - принцем, в которого можно верить. И да: «Благодарю тебя за эти слезы. Если ты не потеряешь своего благородства даже когда вырастешь - ты сможешь избавить ее от вечных мучений. Но я уверен - ты забудешь об этой ночи... А даже если нет - ты девушка, и станешь дамой». «Нет, я стану Принцем, клянусь!» «Тогда однажды это кольцо снова приведет тебя сюда».
Что это, как не Предназначение?
Утена в склепе увидела не конкретного принца «Акио», хотя тот настаивал, что это так. Грубо говоря, мы даже не знаем, был ли он там, у нас нет видео-доказательства (флешбэка), только слова. Мы не знаем, видели ли его Тога с Сайонджи, или они просто повторяют за Акио. Неизвестно, что именно видел Тога. Но мы точно знаем, что Утена видела Идею Принца Роз, она видела Диоса.
Диос и Акио - не просто два возраста одного персонажа. Это два разных принципа, два героя, которые порой появляются на экране вместе, подчеркивая дихотомию между ними. У них разные мундиры: белый юношеский мундир Диоса - золото на голубом, на нем нет ни одного интенсивного или темного участка, он решен в воздушной небесной гамме. Только его плащ имеет алый подклад, и это логично, так как Диос изначален, в нем есть тот элемент, который, будучи выделен, становится «Акио». И мы даже знаем, что это за элемент: страсть, чуткость, способность притягивать женские сердца и быть тем самым «принцем».
Взрослый фрак-мундир Акио отделан алым, и у него черный подклад. Акио только «снаружи» чист и бел, как пристало Принцу. Настоящие цвета Акио - алый и черный, цвета пожара или падения с небес, и он не носит иных.
Диос:
Нельзя «перерасти» или «преодолеть» Бога. Бог не может покинуть нас. Это мы покидаем его под разными предлогами, и составляем многотомники оправданий, почему это нужно было сделать.
_________________________________
Читать продолжение