Гарри Поттер и Великая Богиня - 1

 Материнский Комплекс - одно из понятий аналитической психологии К.Г. Юнга, связанное с архетипом матери, магическим авторитетом всего женского, обольщающего, порождающего жизнь и в то же время губительного (заглатывающего) начала, вызывающего у ребенка возбуждение и страх.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (с)



УБИЙСТВО ЗМЕИ

Джеймс Хиллман в статье о Материнском Мифе говорит: «Героизм - это состояние, когда Творческий дух и плодородная Материя (Божественный Ребенок и Мать) оказываются в таком положении, что начинают уничтожать друг друга. И тогда эго, прообразом которого является Герой, также будет обладать и соответствующей герою Тенью, предопределяя, таким образом, бесплодного и злого сенекса (старца) финалом героического пути (встреча с Волдемортом).

В героическом мифе Сын и великая Мать превращаются в героя и змея. Согласно Юнгу, герой и дракон (Змей), с которым тот борется, едины; человек, обладающий силой над демоническим, сам отмечен демоническим. Если же герой и змей едины, тогда героическая борьба ведётся против своей собственной природы».


Запомним эти слова, отлично характеризующие сюжетную основу Гарри Поттера. Гарри несет в себе «змеиную» природу, он вынужден бороться с ней, подталкиваемый к тому смертью и благословением Матери (и Пророчеством как атрибутом женской провидческой магии), его подлинный героический «бесплодный сенекс» оказывается ни чем иным, как воплощением этой Змеи, отметившей его и фактически ставшей частью его природы.

С формальной точки зрения двойная природа Гарри является результатом внешнего вторжения. Гарри Поттера во младенчестве «укусил» змей, оставив в нем частицу своей души. И с этой же формальной точки зрения Гарри может вырезать, отсечь либо иным образом выкинуть из себя эту чужеродную природу, как он в конце эпопеи и поступает.

Однако с мифологической и психологической точки зрения змеи всегда связаны с пространством Матери, даже Великой Матери. И здесь в истории Поттера с самого начала присутствует подобная же мифическая связка: змеиная природа Гарри является прямым результатом материнской защиты. Именно мать защищает Гарри «жертвенным щитом», отчего смертельное заклятье Волдеморта никак не вредит ему, однако таинственным образом превращается в отметину на лбу и дарит эту двойную змеиную природу.

Фабула романа скажет об этом иначе: на гарриной материнской защите Волдеморт расколол свою душу, и часть ее попала в младенца. В рамках мифа можно сказать: от материнской защиты и Матери как таковой первым пострадал Волдеморт, это не Гарри поверг его однажды - его развоплотила Лили Эванс. Потому что она сделала своего сына подобием Волдеморта и одной из ценнейших для него вещей. Персонаж романа Том Реддл «не знает» об этом. Но все причастные - например, Альбус Дамлдор, Снейп и сам Гарри - в свой срок узнают. И никто из них не сомневается, что Гарри Поттер в противостоянии Волдеморту сражается не только с чужеродной частью в себе. Он сражается насмерть с собой и своей природой, потому что смерть именно об этом и сигнализирует. Герой должен умереть.

Первый призрак героя-змееборца возникает во втором томе о Тайной Комнате: Гарри убивает василиска. Это не только огромная змея, символ силы Слизерина, лично выведенный им экземпляр, не только зверь Волдеморта, которого тот «разбудил» и контролировал - это фантастичекое существо, убивающее взглядом, ядом и укусом (клыками), это симбиоз Змея и Дракона. В нем есть змеиная инстинктивная природа и природа фантазийная - сила воображения.