Орнаментация Цинхэ Не

 

В дораме «Неукротимый», снятой по мотивам новеллы «Mo Dao Zu Shi», присутствует ожидаемый китайский антураж, воздушный и с кисточками. К счастью, не в таких количествах, как в исторической клюкве. Только одно место выбивается из привычной картины: орден Цинхэ Не. Такое чувство, что его украшали ацтеки.

Знаменитый стол Главы Ордена с Головой Зверя на заднике
Знаменитый стол Главы Ордена с Головой Зверя на заднике

Основания колонн. Это не храм Вишну – это цитадель Цинхэ

Не менее знаменитый кабинет, где проходят военные советы
Не менее знаменитый кабинет, где проходят военные советы

«Голова волка» в орнаменте светильников. О ней речь позже.

Заколка Не Минцзюэ, которая ничего не закалывает, но сводит с ума
Заколка Не Минцзюэ, которая ничего не закалывает, но сводит с ума

Погоны в том же стиле (имелись в виду наплечники). Никакой реальной нагрузки, кроме художественной, не несут.
Погоны в том же стиле (имелись в виду наплечники). Никакой реальной нагрузки, кроме художественной, не несут

Запястья в том же стиле
Запястья в том же стиле

Знаменитая сабля Не Минцзюэ Бася - с хорошо видимым лицом демона на перекрестье
Знаменитая сабля Не Минцзюэ Бася - с хорошо видимым лицом демона на перекрестье

Подставка для сабли в главном зале
Подставка для сабли в главном зале

И чтобы дважды не вставать: изначальная Проклятая Печать из дорамы в том же стиле:



Что это за стиль и почему он оказался в Китае?

Лицо, которое можно прочесть в орнаментах Цинхэ Не – с огромными глазами, раздутыми ноздрями, завитками рогов, скул, надбровных дуг и клыков, с единственной вертикалью – переносицей - называется Маской Таоте (饕餮, tāotiè)Именно оно диктует весь стиль оформления ордена Не в дораме.

Таоте, действительно, некий мифический «зверь» - как и говорит о том канон – и я полагаю большим упущением, что ни в новелле, ни в комментариях к ней, ни в анализе дорамы достойными китаеанонами порода этого зверя нам не показана.

Мифический «зверь» Цинхэ Не в анимации новеллы. Несет сходные черты.


ТАОТЕ

[MORE=читать дальше]饕餮Таоте (букв. «обжора») - один из девяти великих драконов древнего Китая. Он очень архаичный, и потому не похож на дракона в привычном понимании. Изображение этого чудовища часто встречается на бронзовых изделиях династий Шан и Чжоу (16 – 11 века до н.э.).





Различные Маски Таотэ из находок археологов
Различные Маски Таотэ из находок археологов

Таоте - существо, уничтожающее тех людей, что склонны потакать своему обжорству и любым видам алчности. Тех, кто жаден до богатства, называют "люди Taotie". Таоте считается бесстрашным, он всегда ожидается там, где тьма и отравленная энергия (где происходит искажение Ци, одним словом). Его изображали на ритуальных предметах - колоколах и подставках, ритуальных сосудах для жертвоприношений и секирах Юэ, предназначенных для обезглавливания жертв. Еще его изображения находят на мостах рек, склонных к наводнениям, так как люди верили, что его ненасытная утроба может поглотить все лишнее.


Признано несомненным, что изображение таоте тесно связано с шанским религиозным культом (безличное божество Шанди). Особенностью культа было поднесение животных и человеческих жертв духам предков и божествам природных стихий.

В одной из транслитераций – говорят, ошибочной - таоте также называют Чаофэн.
Автоперевод иероглифов - "мучающий".

*  *  *

Изображение таоте – это симметричная маска с выпученными или просто большими глазами (это чтобы лучше видеть тебя, внученька!) и огромной зубастой пастью (это чтобы лучше съесть тебя, внученька!). Забавно, что иногда таоте ассциируется с голодным волком. Особенностью его изображений являются так же мощные надбровные дуги и крупные разветвленные рога, которые могут изгибаться в спиралевидные узоры.


Аналогичные симметрично-развернутые изображения личин характерны не только для индо-тихоокеанского региона (индийская маска чудовища над дверным проёмом КиртимукхаДжаганнатха*), но и для тихоокеанского побережья Нового света (змееобразный Сисиутль индейцев Северо-западного побережья), что говорит об общих корнях этих народов.

Джаганна́тха (जगन्नाथ, Jagannātha, «владыка вселенной»; также Чакахи — «тот, у кого круглые глаза») — божество, культ которого наиболее распространён в индийском штате Орисса. В вайшнавизме Джаганнатха почитается как одна из форм Вишну-Кришны, в шиваизме — как один из аспектов Шивы (Бхайрава); у джайнов — как один из тиртханкаров («строитель брода», т.е. учитель, проводник) Джинапатх.
Наиболее известен Джаганнатха как форма Кришны. Одна из историй о жизни Кришны говорит, как однажды Кришна случайно услышал разговор своих многочисленных жен о беспричинной любви к нему. От удивления и экстаза он округлил глаза, руки и ноги втянулись внутрь его тела, и весь он обратился в зрение и слух; на его губах возникла широкая улыбка.
Джаганнатха описывает цитата: «Я вечно нахожусь в Нилачале на берегу океана. У меня нет материальных рук и ног, но своими духовными чувствами я принимаю всё, что предлагают мне мои преданные».
Благодаря сходству таоте и многих «страшных» индийских мурти (выпученные головы) существует теория, что культ таоте в Китае имеет ведические корни.
В транспортировке страшных голов можно было бы заподозрить буддизм, если бы не временная разница между изображениями таоте (царство Шан, существовавшее с 1554 по 1046 год до нашей эры) и датами жизни Будды (563 до н. э. — 483 до н. э.)

Кришна-Джаганнатха (в носу опознавательное павлинье перо)
Кришна-Джаганнатха (в носу опознавательное павлинье перо)

Будда-Махакала (бывший Шива Махакала, но кому какое дело)
Будда-Махакала (бывший Шива Махакала, но кому какое дело)

Мифология о таоте

Таоте всегда имел злобную голову, от которой отходили два туловища; одно — налево, второе — направо. Из шести его лап две передние служили одновременно двум его телам. Обликом Таоте был похож на тигра, дракона и человека.

Таоте прежде был злобным яростным духом. Им настолько владели вожделение и кровожадность, что в порыве чувств он съел собственное тело, так что теперь его изображают лишь как голову (ничего не знаю про тайный план по утрате тела главы Цинхэ Не и голову Минцзюэ). Эта голова является защитником мест, где есть ее изображения.

Таоте считается пятым сыном Дракона, властителя восточного моря.

Редкое изображение в полный рост, сентиментальный новодел.
Редкое изображение в полный рост, сентиментальный новодел. 


Загадочное государство Шан

Государство Шан (商朝), альтернативные названия государство Инь (殷代)  или государство Шан-Инь). Раннее царство, существовавшее с 1554 по 1046 год до нашей эры в землях к северу от выхода реки Хуанхэ на Великую китайскую равнину (территория ордена Цинхэ Не, где расположен и Пекин). Государство Шан предшествовало государству Чжоу.

Вот карта орденов Mo Dao Zu Shi (в пределах провинций КНР) с наложенными на нее границами гос-ва Шан. Разные источники дают неидентичные границы, но общая суть такова:



Шан является первым китайским государственным образованием, реальность существования которого подтверждена не только археологическими находками, но и письменными источниками. Наиболее подробно история Шан описана в сочинении Сыма Цяня «Исторические записки». В результате раскопок там были обнаружены надписи на панцирях черепах, на нефритовых, бронзовых и прочих изделиях, а также на гадательных костях животных (см. Вики: цзягувэнь, или как гадать на костях, ошпаренных кровью).

Большое число находок сделано на территории столицы Иньсюй (殷墟 - «останки Инь»), которая была расположена в районе современного города Аньян в провинции Хэнань. Территория древнего города включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Государству Шан наследовало государство Чжоу (1046 — 256 гг. до нашей эры).

Китайская историческая традиция, сформировавшаяся в конфуцианской среде, объясняет падение Шан космогонически - как следствие утраты небесного мандата.
Небесный мандат (кит. упр. 天命, tiānmìng, тяньмин) — одно из центральных понятий традиционной китайской политической культуры, используемое для легитимации правящей династии. Широко известен начиная с эпохи Чжоу. Примерно через сто лет (правление Му Вана, 976—922 до н. э.) в Чжоу получает широкое распространение и термин «Сын Неба» (天子), используемый по отношению к держателю мандата.

Последний правитель иньской династии Шан Ди Синь изображался крайне жестоким и развратным, утратившим добродетели и способность внимать увещеваниям. В то время как Чжоу Вэнь Ван скрыто совершенствовал добродетели и завоёвывал себе сторонников. После серии жестоких казней вельмож и князей по приказу Ди Синя сын Чжоу Вэнь Вана У Ван поднял восстание, Ди Синь покончил с собой, бросившись в огонь.
Чжоу Вэнь Ван (周文王 Zhōu Wén Wáng — Царь Просвещённый), данное при рождении имя — Чжоу Цзычан. Предок дома Чжоу.

У Ван установил новую династию, правители которой стали носить титул ван вместо прежнего титула ди. Сыну падшего правителя Шан по имени Луфу был пожалован титул при новом дворе и надел земли для продолжения жертвоприношений предкам.

Государство Чжоу при этом продолжало культурную традицию Шан, расширяя своё влияние и увеличивая империю. Территориально оно обнимало царство Шан со всех сторон.

Ничего, что актера дорамы, сыгравшего Не Минцзюэ, зовут Ван И-Чжоу?


Имя актера: 王翌舟 Ван И Чжоу

王 wáng - царь, король, император, государь; править, возноситься, возвеличиваться, расцветать; яркий, пылающий.
翌 yì - светлый, завтрашний, будущий.
舟 zhōu - лодка, джонка, корабль; опоясываться, носить на поясеВ общем, понятно, что надо носить на поясе – подвеску Цзюэ из прошлого поста.
Примерный перевод:
«Грядущий опоясанный правитель». «Царская лодка завтрашнего дня» 😄


PS
Подвески цзюэ заколдованы: их изображения нельзя найти по буквальному запросу. Но очень легко обнаружить по другому: «драконы династии Шан». Открывается бездна.

Драконы династии Шан











Это поздние цзюэ, период Чжоу
Это поздние цзюэ, период Чжоу


Дракон династии Шан как таковой: